- ВЫПУСК В СТАТИСТИКЕ
- стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности хозяйственных единиц-резидентов за рассматриваемый период. Характеризует объем производственной деятельности и включает: 1) товары и услуги, поставленные другим экономическим единицам 2) продукцию, произведенную для собственного конечного потребления или накопления (включая продукцию, которая поступает в запасы материальных оборотных средств) 3) некоторые услуги, производимые для собственного конечного потребления. В составе В.в с. должно учитываться производство товаров и услуг в теневой экономике, то есть производство товаров и услуг, запрещенное законом; производство лицами, не имеющими права осуществлять данный вид деятельности; производство, скрываемое от государственных органов с целью утаивания доходов. Различаются два типа В.в с.: рыночный и нерыночный. Рыночный выпуск включает товары и услуги: а) реализуемые по экономически значимым ценам путем продажи или бартера б) предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме в) поставляемые другим структурным подразделениям того же предприятия (находящимся на самостоятельном балансе или являющимся отдельными учетными единицами) для использования в производстве (например, семена и корма, произведенные и потребленные внутри сельскохозяйственного предприятия; продукты питания, переданные подсобными хозяйствами в столовые, детские учреждения, дома отдыха, принадлежащие предприятию и т.п.). Нерыночный выпуск включает товары и услуги: а) производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или валового накопления основного капитала (например, сельскохозяйственные и другие продукты, произведенные личными подсобными хозяйствами, строительство хозяйственным способом и т.п.) б) предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим хозяйственным единицам, включая коллективные услуги, предоставляемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и др.). Рыночный выпуск товаров и услуг рекомендуется оценивать в основных ценах (см. ЦЕНА, ОСНОВНАЯ) или, если это невозможно, то в ценах производителей (см. ЦЕНА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ). Товары и услуги, произведенные для собственного конечного потребления, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги. Нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, оцениваются, исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала.
Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.